Саша Ковакс
написано
06 октября 2016 в Уфе.

Беда локальных решений

Существует мнение, что дизайнер — тот, кто решает задачи. Задачи могут быть разными, от донесения информации до создания дешевых систем кондиционирования в странах Африки. В этом смысле работа дизайнера трудна и заслуживает уважения. Однако часто бывает, что дизайнер эффективно решая локальную задачу не осознает последствий своего решения для системы в рамках которой он его принял. Проще говоря, не видит за деревьями леса.

Немного о терминах

Для правильного понимания поговорим об используемых терминах на примере поговорки:

Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь

Итак, в данном примере, «дать человеку рыбу» — локальное решение локальной проблемы голода в данный момент, «научить человека рыбачить» — глобальное решение глобальной проблемы ежедневного возникновения чувства голода. Таким образом, решение глобальной проблемы подразумевает автоматическое решение локальных проблем, в то время как решение локальной проблемы, решает только эту конкретную локальную проблему в данный период времени.

Пример из жизни

Ниже вы видите две фотографии, на которых изображено объявление от администрации. У нас тут незаполненный приподъездный стенд для объявлений и объявление от администрации, висящее рядом. Один из комментаторов под этими фото утверждает следующее:

eqsoft:
Да хрен бы кто с расстояния увидел на белой доске с каким-то графическим шумом белый лист чёрным текстом. А потом ныть бы начали, что не предупредили.
Поэтому, тот, кто это наклеил - истинный дизайнер, как понимающий задачу, которая перед ним была поставлена, так и нашедший для неё, пускай и не самое грамотное, но решение: белое объявление на тёмном фоне, моментально привлекающее внимание с расстояния.

Я решил вступить с ним в дискуссию и вот, что из этого вышло:

eqsoft:
Вот в том-то и дело, что тут подход грамотный - не просто "надо наклеить - наклеили", а с тем умыслом, что б прочитало как можно больше людей, в идеале - все. У нас, к примеру, на доски объявлений практически никто не смотрит, по этому все важные объявления ЖЭУ вешает прямо на серую дверь (без клея при чём, цепляют за решётку). Итог: ~100% прочитавших, отсутствие сюрпризов для людей и т.д.
А все эти решения для галочки должны умереть. Ну и конкурсы в стиле "найди важную инфу сам" - тоже.

AlexandrCovax:
Умереть должны ситуации, в которых для нормальной читаемости объявы ее приходится клеить в неположенном месте. А для этого нужно приучать людей к правильным привычкам.
Если администрация всегда будет клеить свои объявы только на стенды, то со временем люди привыкнут читать то, что висит на стендах, а не фиг знает где. И это будет единственным правильным решением.
А делать как показано в посте — это идти на поводу у неправильных привычек и поддерживать их. Пока так делать не перестанут — ничего не изменится.

eqsoft:
Cтенд стоило делать не белый, тогда любой белый листок был бы виден.
Большинство не будет ходить к стенду каждый день с мыслью "а вдруг там что-то новое появилось?", потому что люди живут совсем другими мыслями. Именно по этому важные вещи должны бросаться в глаза сами, не заставляя людей напрягать себе голову ещё одной мелочью.
Поэтому делать как в посте - это просто костыль: некрасиво, но действенно. А если б оно ещё и не на клей было бы присобачено - вообще цены бы не было.

AlexandrCovax:
Делать как в посте — это костыль, который никогда не позволит ходит самостоятельно, если не перестать им пользоваться. Еще раз, если администрация всегда будет вешать свои объявы только на стенды, то все жильцы будут знать где в случае чего висит нужное объявление. Не будет никаких проблем типа «не увидел» и т.д. потому что все будут знать куда смотреть.
Если уж говорить об удобстве, то инфа о важных вещах должна быть всегда в одном знакомом месте, а не фиг знает где каждый раз.
Стенды эти приподъездные, т.е. при заходе в подъезд, ты в любом случае пройдешь мимо него, не надо никуда дополнительно «ходить к стенду каждый день».
На счет цвета стенда, это уже другой вопрос, т.е. вопрос реализации (они, кстати, чаще всего синие, а не белые), а не принципа.

Здесь мы наблюдаем со стороны eqsoft полное принятие такого дизайнерского решения. Однако давайте разберемся.

Анализ примера

Поговорим об «уровнях» дизайна. Под уровнем я здесь подразумеваю не качество, а уровень глобальности задачи. Первый уровень — сделать читаемое объявление. С ним справляются почти все — для этого мы пишем черным по белому (черные буквы на белом фоне), т.е. выбираем наиболее контрастное сочетание объект/фон. Следующий уровень — сделать объявление заметным, передать его «важность», заставить людей прочесть. В данном случае, использован тот же прием (объект/фон) и объявление просто наклеено в неположенном месте. Заметно ли это объявление? Да. Прочитают ли его жители дома? Скорее всего. Хорошее ли это решение? Нет.

Дело в том, что во-первых, не рассмотрены последствия решения принятого на втором уровне, во-вторых упущен следующий уровень, под которым в данном случае я рассматриваю универсальность. Объявления клеятся на множество подъездов, во множестве домов. Условия расклейки отличаются от случая к случаю, поэтому данное решение уже нельзя применить для всех домов в зоне расклейки.

Рассмотрим последствия, которые быстро приведут в негодность данное решение. У этого объявления два пути, оно либо будет сорвано (так как портит вид, оставляет следы и вообще висит в неположенном месте), либо станет для дома прецедентом (смотрим Теорию разбитых окон). В первом случае ценность такого размещения объявления равна нулю, во втором приведет к тому, что рекламные объявления последуют примеру администрации и появятся рядом, что тоже сведет к минимуму всю пользу нестандартного размещения (к тому же, будет засрана вся стена).

Ну и наконец, четвертый уровень глобальности, на котором наша проблема звучит так: нам нужно, чтобы люди могли просто и своевременно получить важную информацию от администрации. Одним из необходимых условий для этого является выработка определенного стереотипа поведения. Человек должен знать где именно в случае чего будет размещена важная информация. Т.е. важная информация каждый раз должна быть в одном и том же месте и должна доставляться до получателя одним и тем же, привычным способом. Потому что мы привыкли смотреть именно там, потому что мы доверяем именно этому способу. Потому что это способ идентификации и моментального отсеивания рекламного мусора.

Безусловно, приведенное на фото дизайнерское решение решает (простите за тавтологию) свою локальную задачу «сделать так, чтобы объявление прочли», но во-первых, оно является лишь частным случаем решения этой задачи (а придумывать частное решение для каждой задачи, когда у тебя их пара сотен — это потеря времени и денег), а во-вторых, ведет к пагубным последствиям для системы в целом, так как не только поддерживают сложившуюся ситуацию, но и усугубляет ее. Замкнутый круг, костыль, который не дает начать ходить самому.

Вполне вероятно, что на фотке просто распиздяйство, а не дизайнерское решение — налепили куда попало и пошли дальше, но это не имеет значения. Разговор здесь идет о принципах. За размещение подобных объявлений обычно отвечает та же контора, которая вешает приподъездные стенды и вообще обслуживает дом. Они могли бы разработать универсальное решение, которое подошло бы для всех домов, которые они обслуживают. Приучить жильцов смотреть, что висит на приподъездных стендах не так уж и сложно — достаточно следить за их состоянием, т.е. хорошо делать свою работу.

Про постановку задач

Этот пример ярко иллюстрирует ситуацию, когда дизайнер приходит к руководителю проекта с великолепным решением локальной задачи, которая перед ним стояла, но оно отклоняется. В итоге — оба недовольны. Дизайнер обижен, что не приняли его гениальное решение, которое очень эффективно решает поставленную задачу, а руководитель недоумевает, почему же дизайнер принес такое плохое решение. Виноваты в сложившейся ситуации, конечно, оба. В данном случае, хороший руководитель должен был изначально объяснить дизайнеру общую концепцию, в рамках которой он решает свою локальную задачу (это сэкономит время, так как дизайнер будет понимать, чего делать не надо), а хороший дизайнер должен был сразу попытаться увидеть картину в целом, т.е. задать правильные вопросы. У них должна быть общая картина мира и понимание конечной цели.

Зачастую, руководители не видят ничего страшного, в том, чтобы разбить большой проект на конкретные подзадачи и раздать их исполнителям, не объясняя, для чего в итоге все это нужно. При этом они искренне уверены, что настоящий профессионал в таких условиях сразу должен принести верное решение. Увы, такой подход, в большинстве случаев, во много раз снижает эффективность работы, растягивая процесс и портя отношения в коллективе. Исполнитель вынужден принимать решения в условиях недостатка информации, который он по крупицам восполняет при очередном провале. Поэтому так часто в компаниях возникают конфликты между отделом маркетинга и дизайнерами, маркетингом и продажниками, маркетингом и обслуживающим персоналом — руководство и маркетологи не считают нужным объяснять остальным зачем нужно делать так, как они сказали. А эти самые остальные, не понимая глобальной концепции, позволяют себе отклонятся от нужной линии в мелочах, а иногда и по-крупному. Потому что для них в данной ситуации такое решение выглядит эффективнее, а маркетологи и руководство — просто дураки.

Вывод

Решение локальной задачи без понимания глобальной может быть очень эффективным локально, но абсолютно недопустимым глобально. Такое решение может:

  • Затянуть процесс решения глобальной проблемы. Дизайнер будет приносить эффективные локальные решения, которые руководитель будет отклонять из-за не соответствия общей стратегии.
  • Усугубить глобальную проблему. Вышеописанный пример с объявлением, когда глобально нужно переучивать людей обращать внимание на стенд, а исполнитель размещает важную информацию вне стенда.
  • Испортить отношения. Руководитель будет считать дизайнера некомпетентным, а дизайнер, соответственно, руководителя.

Что поможет избежать этого?

  • Правильное целеполагание. Исполнители локальных задач должны понимать, зачем они делают то, что делают
  • Понятная единая стратегия. Она должна быть понятна каждому сотруднику, который принимает в компании хоть какие-то решения, а значит всем.
  • Работа над ошибками. Руководитель и исполнитель вместе должны разбираться в том, почему было предложено неправильно локальное решение.

P.S.

На самом деле, я уверен, что объявления должны размещаться исключительно на специальных стендах и на определенный промежуток времени. Про время — это самое важное условие. Простой пример, человек ищет где снять или купить квартиру. Нашел нужный район и расклеил по подъездам объявления «сниму квартиру в вашем доме» (чаще всего это риэлторы, но для примера сойдет, если не нравится, считайте, что он кота сбежавшего ищет). И вот прошла пара дней и он наконец снял квартиру в одном из домов (нашел кота). А объявления-то остались. И такими объявлениями замусорен весь стенд, на котором еще и в три слоя висит реклама.

Саша Ковакс, написано 06 октября 2016 в Уфе.
#рабочее #опыт