Саша Ковакс
написано
03 июля 2016 в Уфе.

Когнитивные искажения и самоуверенность

Наши механизмы восприятия и оценки внешнего мира далеко не идеальны. Все люди время от времени бывают подвержены когнитивным искажениям и очень важно научится их распознавать.

Не так давно мы писали о символах, которые мешают продажам и получили несколько отзывов, сводящихся к ощущению очевидности и банальности описанных аспектов. Некоторые комментаторы искренне считают, что разглядеть негативный символ в зарождающейся идее проще простого и никаких дополнительных и целенаправленных усилий это не требует.

Такую реакцию можно отнести к частному случаю «феномена послезнания». После прочтения текста о негативных символах в дизайне и соотносения его с изображением логотипа Дирола, многим кажется очевидным, что смайлик нужно перевернуть. Ощущение очевидности дает контекст, в котором они увидели логотип.

Знание задним числом это искажение, при котором люди, знающие ответ, значительно переоценивают его предсказуемость или очевидность в сравнении с оценками тех, кто данный ответ заранее не знает. Иногда это искажение называют эффектом «я-знал-это-наперед».

Фишхофф и Бейт [Fischhoff и Beyth, 1975] представили студентам исторические отчеты о малоизвестных событиях, таких, как конфликт между гуркхами и англичанами в 1814 году. Пять групп студентов, получивших эту информацию, были опрошены в отношении того, как бы они оценили степень вероятности каждого из четырех исходов: победа англичан, победа гуркхов, патовая ситуация с мирным соглашением или пат без соглашения. Каждое из этих событий было описано как реальный итог ситуации одной из четырех экспериментальных групп. Пятой, контрольной группе о реальном исходе не говорили ничего. Каждая экспериментальная группа приписала сообщенному ей итогу гораздо большую вероятность, чем любая другая или контрольная группа.

Элиезер Юдковский

Читающие статью про Дирол, заранее знали, что в примерах что-то не так — именно это знание обеспечило эффект «я-знал-это-наперед». Однако в повседневной жизни мы встречаем логотипы и прочие изображения вне такого контекста, благодаря чему, часто понятия не имеем, что же не так с конкретной картинкой, помимо подсознательного ощущения «неправильности».

Саша Ковакс, написано 03 июля 2016 в Уфе.
#дизайн